В самом центре Афин, в 700 метрах на юго-восток от Акрополя возвышается группа колонн, выполненных в коринфском ордере. Это всё, что осталось от некогда великолепного сооружения, самого большого святилища Эллады – храма Зевса Олимпийского.
История создания
История постройки храма Зевса Олимпийского, или Олимпейона, уникальна и растянулась более чем на 6 веков. По преданию, ранее на месте, выбранном для постройки храма, стояло древнейшее святилище Девкалиона, эллинского Ноя, выжившего после всемирного потопа и ставшего прародителем нового рода человеческого. Сын его, Эллин, считался праотцом всех греков. Храм, возводимый в столь священном месте, не мог быть рядовым, и планы по его строительству были очень амбициозны.
Сооружение святилища было начато около 520 года до н. э. Строительство задумал афинский тиран Писистрат, но воплощать идею в жизнь начал его сын и преемник Гиппий. Новый храм был призван затмить своим великолепием прославленные культовые постройки Эллады той эпохи – храм Геры на острове Самос и храм Артемиды в Эфесе, причисленный к чудесам света.
Масштабы замысла действительно впечатляли. По первоначальному плану здание планировалось построить в дорическом стиле. Главным материалом служил известняк. Размеры фундамента составляли 41х108 метров. По форме храм должен был представлять классический периптер, окружённый двойной колоннадой. Число колонн с торцов составляло по 8 в каждом ряду, по боковым сторонам – 21.
Однако Гиппий не смог реализовать замысел отца. В 510 году до н. э. демократическая партия низложила тирана. К моменту свержения Гиппия был готов только фундамент и началось возведение колонн. Демократическим Афинам Олимпейон казался слишком надменным и высокомерным, и неприятие тирании привело к прекращению строительства. Более того, по приказу стратега Фемистокла, прославившегося в битве при Саламине, использовавшиеся для строительства храма каменные блоки были частично разобраны и использованы для строительства афинских укреплений.
Следующий этап строительства храма Зевса Олимпийского связан с именем Антиоха IV Эпифана из династии Селевкидов, царя Сирии, потомка одного из сподвижников Александра Македонского. Антиох всячески стремился укрепить свой авторитет в Афинах и приказал своему архитектору, римлянину Децимусу Косицию, достроить Олимпейон. Проект здания был серьёзно переработан. Дорический ордер заменили более нарядным коринфским, а основным материалом вместо известняка стал более ценный и престижный пентеликонский мрамор. Замысел Косиция предполагал возведение трёх рядов по 8 колонн с торцов и по два ряда колонн на боковых сторонах, по 20 колонн в каждом. Однако в 164 году до н. э. Антиох был убит взбунтовавшимися солдатами (по другим данным, умер во время эпидемии), а здание снова осталось недостроенным.
Завершение античного «долгостроя»
Дальнейшие страницы истории Олимпейона связаны с римским владычеством. Однако римляне не спешили достраивать святилище. Более того, в 84 году до н. э. римский диктатор Сулла, захвативший Афины в ходе войны с понтийским царём Митридатом, приказал снять часть приглянувшихся ему коринфских капителей с колонн и вывез их в Рим, где они пошли на строительство храма Юпитера Капитолийского.
Храм Зевса Олимпийского на фоне города
Лишь спустя более 200 лет история главного «долгостроя» древности завершилась. Произошло это в правление римского императора Адриана. Адриан обожал всё эллинское, он даже отрастил себе бороду, что противоречило римской традиции. Особенно император любил Афины, в которых по его приказу были развёрнуты масштабные строительные работы. Так, в 129-131 годах н. э. возведение храма Зевса Олимпийского, наконец, завершилось.
Храм был поистине величественным сооружением, гигантом античного зодчества, достойным Отца богов. Он стоял на фундаменте из трёх ступеней размерами 107,7 х 41,1 метров. Длина самого здания составляла 96, а ширина 40 метров. Храм окружала двойная колоннада, с торцевых сторон к нему были пристроены портики, по 8 колонн каждый. Всего колоннада насчитывала 104 колонны высотой 17 метров, увенчанные пышными коринфскими капителями. Диаметр колонн у основания составлял 2 метра, а диаметр капителей – до 3 метров.
В центральном зале храма находилась гигантская статуя Зевса, выполненная в хрисоэлефантинной технике и являвшаяся копией знаменитой статуи Громовержца работы Фидия из храма в Олимпии. Статуя производила неизгладимое впечатление, взглянуть на неё приезжали паломники со всего римского мира. В знак благодарности афиняне заказали огромную статую самого Адриана, которую установили рядом с храмом.
Дальнейшая судьба Олимпейона
Храм высоко почитался как греками, так и римлянами, которые видели в Зевсе своего верховного бога Юпитера. Многие императоры приезжали в Афины для церемоний в знаменитом святилище, а император Калигула, по легенде, даже попытался вывезти изваяние Зевса в Рим, однако при приближении рабочих статуя якобы расхохоталась, и рабочие категорически отказались к ней подходить.
С распространением христианства храм стал приходить в упадок. В 425 году император Феодосий полностью запретил поклонение старым богам, и здание начало разрушаться. Нередкие землетрясения неотвратимо превращали заброшенный храм в руины. Приложили свою руку и люди, растаскивавшие элементы храма для постройки новых зданий. К концу византийской эпохи от грандиозного некогда сооружения уже мало что оставалось.
В настоящее время памятником былого великолепия остались лишь 15 возносящихся в небо стройных колонн. Здесь же лежит 16-я, поваленная ураганом в 1852 году. Сегодня храм Зевса Олимпийского – одна из самых известных достопримечательностей Афин, хотя, увы, только незаурядное воображение позволит представить всё величие одного из крупнейших святилищ Древнего мира.