Эрехтейон. Последний из великих храмов Акрополя

Афины

Рядом с Парфеноном на афинском Акрополе находится один из самых необычных по архитектуре храмов Эллады – Эрехтейон. Это последний из великих храмов античной Греции, созданный на излёте «золотого века» страны.

История создания

Чтобы наверняка быть услышанным Афиной, следовало приносить ей дары и возносить молитвы в Парфеноне, главном святилище Аттики, которое, как считалось, она посещала чаще всего. Поэтому центральное место на Акрополе занимал именно этот храм, здесь проводились официальные церемонии, сюда стекались паломники. Однако куда более высокое духовное значение для афинян имело место, расположенное к северу от Парфенона. Здесь и был возведён Эрехтейон, названный в честь древнего царя Афин Эрехтея.

По преданию, именно здесь произошёл спор между Афиной и Посейдоном за право обладания Аттикой. Как известно, по условиям спора боги должны были сделать городу дары. От удара Посейдона трезубцем из скалы забил источник солёной воды. Афина же, прикоснувшись копьём к земле, вырастила оливковое дерево. Дар богини был признан более ценным, и она стала покровительницей Афин.

Идея постройки храма в священном месте принадлежала Периклу, но реализовали её уже после его смерти. Строительство началось в 421 году до н.э. Автором проекта и руководителем работ был Мнесикл, зодчий, создавший парадный вход на Акрополь – Пропилеи.

Это было сложное время для Афин. В Греции шла Пелопоннесская война, в которой с одной стороны выступали Афины с союзниками, с другой – союз полисов во главе со Спартой, поддержанный персами. Военные действия охватили всю Грецию и западное побережье Малой Азии и шли с переменным успехом.

Эрехтейон был освящён в 406 году до н.э., а уже через полтора года Афины постигла катастрофа. Город был взят спартанцами, в Аттике установился олигархичекий режим. Афинам так и не удалось восстановить своё могущество. Таким образом, Эрехтейон стал «лебединой песней» эпохи гегемонии Афин.

После завершения строительства в храм перенесли главные афинские реликвии – деревянный ксоан (идол) Афины, упавший, согласно легенде, с неба за тысячу лет до постройки храма, статую Гермеса, привезённую в Афины первым царём Аттики, Кекропсом, светильник, изготовленный из золота скульптором Каллимахом и никогда не угасавший, хотя масло в него подливали лишь раз в год, а также многие другие святыни. Во внутреннем дворе здания посетителям показывали колодец, выбитый трезубцем Посейдона, а рядом с храмом росла легендарная олива. Дерево сгорело во время разрушения Акрополя персами, но затем вновь возродилось.

Особым почитанием пользовались могилы царя Эрехтея в северном портике, и Кекропса, которая находилась к западу от здания.

Архитектурный облик Эрехтейона

Храм был посвящён Афине, Посейдону и Эрехтею, в нём хранилось множество святынь, поэтому его планировка достаточно сложна и необычна. К тому же участок, на котором стоит храм, имеет существенный перепад высоты, поэтому отдельные части здания размещены на разных уровнях.

Здание возведено в ионическом стиле и имеет две целлы – западную и восточную. Восточная часть была посвящена Афине Полиаде, Градохранительнице. Портик на входе насчитывал шесть колонн. Здесь находился знаменитый ксоан, перед которым горел неугасимый светильник. Ежегодно в день окончания Панафинейских игр афинские женщины подносили статуе новый пеплос. Считалось, что пока ксоан находится в Афинах, город останется неприступным для врагов.

Западная часть, посвящённая Посейдону и Эрехтею, располагается на 3 метра ниже восточной. Главный вход в целлу располагается на севере, но оба торца этой части здания оформлены портиками. Вход был украшен резными розетками (растительным орнаментом). Розетки в Греции вырезались на погребальных стелах. Появление столь редкого для храма украшения в северном портике объясняется тем, что именно здесь был похоронен Эрехтей.

Всего в западную часть устроено три входа. Помимо алтаря Посейдона, здесь были установлены алтари Гефеста, отца Эрехтея, и Бута, брата царя и первого жреца Афины.

С южной стороны западной части находится всемирно известный портик Пандросы, дочери Кекропса. Его архитрав покоится на шести статуях кариатид, жриц Артемиды. Выполнены они из мрамора с горы Пентеликон, высота изваяний 2,1 м.

Культ Артемиды получил распространение в Афинах во времена правления тирана Писистрата (VI век до н.э.). При нём статуи кариатид стали популярным скульптурным украшением. Их помещали даже на могилах. На Акрополе возвели храм Артемиды, который был уничтожен персами в 480 году до н.э. При планомерной застройке Акрополя во времена Перикла было решено отдельного храма Артемиде не возводить (возможно, из-за элементарной нехватки места). Однако горожане требовали почтить богиню, поэтому Мнесикл решил пристроить столь необычный портик к Эрехтейону.

К сожалению, нам почти ничего неизвестно о скульптурных украшениях храма. Снаружи здание было опоясано фризом, выполненным из накладных фигур белого паросского мрамора на тёмном фоне из тёмного элевсинского камня. Сохранившиеся обломки фриза столь незначительны, что не позволяют с уверенностью судить о сюжете. От внутреннего убранства, увы, не осталось и следа.

Дальнейшая судьба храма

Эрехтейон оставался почитаемым святилищем Афины вплоть до распространения христианства. Храм неоднократно перестраивался и ремонтировался, что позволило ему простоять в относительной сохранности более 2 тысяч лет.

Первая перестройка относится к византийскому периоду, когда в Эрехтейоне помещалась церковь Пресвятой Богородицы. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году и образования Латинской империи храм был перестроен в дворец, резиденцию герцога Афинского. Во времена турецкого владычества храм был вновь перестроен и превращён в гарем местного паши.

Роковым для Эрехтейона, как и для всего Акрополя, стал 1687 год, когда Афины были осаждены венецианцами. На Акрополе засел турецкий гарнизон, и цитадель подверглась интенсивной артиллерийской бомбардировке. Храм понёс непоправимый ущерб, он фактически превратился в руины.

Дело венецианцев продолжил лорд Элджин, английский посол в Константинополе в начале XIX века. С разрешения султана Селима III он вывез в Лондон множество произведений искусства с Акрополя, в том числе одну из кариатид. Вывоз осуществлялся бессистемно, и если фрагменты скульптур Эрехтейона и оставались к тому времени на Акрополе, то после этого «спасения античного наследия» они практически утратили историческую ценность и не могут послужить базой для восстановления скульптурного убранства храма.

Реставрация Эрехтейона началась лишь после обретения Грецией независимости и продолжается до сих пор. Лучше всего сохранился как раз портик кариатид, который является любимой и самой посещаемой достопримечательностью Акрополя как для туристов, так и для местных жителей. Но даже в нынешнем незавидном состоянии Эрехтейон, включённый в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, остаётся одной из вершин античного зодчества.

 

Вам также будет интересно:
Археологические раскопки Эретрии
Оцените статью
Добавить комментарий