Солнечная ладья

Гиза

Одна из самых сенсационных находок в египетской археологии была сделана в 1955 году. Во время расчистки территории вокруг пирамиды Хеопса рабочие обнаружили две подземные камеры, перекрытые каменными плитами, некоторые из которых были помечены именем фараона Джедефра, сына Хеопса. В одной из камер руководивший работами археолог Камель-эль-Маллак обнаружил разобранную на 1224 части ладью. После этого учёный практически не сомневался, что обнаружит в другом тайнике второй корабль.

 

Солнечная ладья

Сакральное значение ладьи

Ладья для Египта являлась важнейшим религиозным символом, атрибутом Солнца-Ра. По верованиям египтян, существовало три Нила – земной, небесный и подземный. Каждый день бог Ра проплывал на дневном корабле, носившем имя Манджет, над всей страной, а ночью возвращался назад на ночном, Месектет. Утром Ра вновь появлялся над Египтом, даря стране своё тепло.

 

Путешествие по подземному Нилу было опасным. В «нижней» долине было 12 охраняемых демонами врат, через которые бог Солнца проплывал, поражая демонов заклинаниями. Соответственно ночь делилась на 12 часов, носивших названия врат.

 

Солнечная ладья

 

Ра приходилось сражаться и днём, когда на него набрасывался олицетворявший силы тьмы гигантский Змей Апоп. Тогда небо затягивало тучами, дули ветры и шли дожди.

 

Фараону, как земному воплощению Ра, также полагалось иметь две ладьи. Одна использовалась при жизни, на ней же фараон совершил последнее путешествие от Мемфиса к месту упокоения, вторая предназначалась для плавания по загробному миру.

Солнечная ладья Хуфу

На реставрацию деталей и сборку судна ушло 16 лет. Для Солнечной ладьи недалеко от места её находки был выстроен павильон, где она находится и сейчас.

 

Царская ладья Хеопса (он же Хуфу) имеет длину 43,6 м., ширину 5,6 м. при осадке в 1,5 м. Судно серповидной формы изготовлено из ливанского кедра, в центральной части его имеются две каюты. Сохранились изображения подобных судов из тростника, нос и корма их были задраны вверх и стянуты канатом. Очевидно, корабль фараона был построен с полным соблюдением традиций.

 

Управлялось судно десятью парами вёсел. Расположение и размеры пяти из них заставили археологов предположить, что ладья имела чисто ритуальное предназначение, поскольку грести этими вёслами было невозможно. Однако дальнейшее изучение подтвердило практическое использование корабля – на досках дна были найдены следы речного ила. Кроме того, некоторые сходные детали были сделаны как из кедра, так и из акации. Видимо, ладья ремонтировалась, для чего использовалось дерево, оказавшееся под рукой. А «неудобные» вёсла могли использоваться для маневрирования.

Ладья Хеопса является древнейшим кораблём, сохранившимся до наших дней.

Вторую камеру вскрывать не стали. В 1987 году ладью сфотографировали при помощи специальной аппаратуры. Она оказалась несколько меньше по размерам и худшей сохранности, чем первая. Причиной этому оказались сами археологи. Через отверстия, проделанные в перекрытии тайника при его обнаружении, внутрь поступали воздух и вода, нарушившие микроклимат подземелья, что повредило деревянным деталям.

 

В 2011 году некоторые детали второй ладьи подняли на поверхность для анализа. Если подтвердится возможность реставрации корабля, он будет восстановлен и помещён на место первого. А большая Солнечная ладья Хеопса станет экспонатом Большого Египетского музея, который планируется открыть в Гизе в 2018 году.

 

Вам также будет интересно:
Музей Таха Хуссейна
Оцените статью
Добавить комментарий