Сиенский собор

Содержание

Сиена – крупный туристический центр Италии, сохранивший множество работ средневековых мастеров. Дух прошедших столетий особенно сильно ощутим в храмах и на старинных площадях. Центральной достопримечательностью города является Сиенский Кафедральный собор. Его построили в честь Пресвятой Девы Марии, которую итальянцы особо почитают. Площадь перед собором и внутренние помещения шумны и многолюдны, туристы с удовольствием посещают эти живописные места.

Сиенский собор

Легенда о Сиенском соборе

В некоторых художественных произведениях начала XIV века рассказывается, что между различными областями Италии существовала постоянная конкуренция. Например, многие стремились превзойти величие Флоренции и её храмов. Богатые жители Сиены, тогда еще небольшого городка, потребовали от правителей построить величественный храм, и им это удалось. Во всяком случае, сиенцам есть чем гордиться.

Спустя столетие гордыня захлестнула горожан еще сильнее, они решили дополнить собор пристройками, чтобы он стал лучше римского храма Св. Петра. Однако волна чумы не позволила реализовать такие намерения, словно Бог преподал урок смирения. Еще несколько десятилетий жители воспринимали собор, как немой укор себе.

История строительства

Облик Сиенского собора поражает роскошью и буйством красок. Его строительство началось в 1215 г. Хотя есть информация, что в первое время архитекторы лишь разрабатывали план, а непосредственно стройка началась в 1229 г. Авторство над проектом приписывают Братьям Пизано (Джованни и Никколо), которые специально прибыли из Пизы. Основные работы продолжались в течение полувека и завершились к 1263 г. Но и в последующие годы жители продолжали дорабатывать помещения и придавать им еще большую привлекательность. Первоначально собор проектировали в готическом стиле. Позднее появились архитектурные дополнения других направлений.

Как и положено католическому собору, в его основе заложен латинский крест. Основным отделочным материалом стал мрамор. В интерьере использовались три основных его цвета: красный, белый и черный. Такое разнообразие придает Сиенскому собору особый колорит. Большинство поверхностей покрыты белым и зеленовато-черным мрамором. Красные плиты использованы только для отдельных частей фасада. Предпочтение таких оттенков вызвано любовью к лошадям этих расцветок. Они принадлежали основателям Сиены – братьям Сению и Аскию.

Звонница несколько отличается от основного строения. Для её создания были приглашены скульпторы Аньоло ди Вентура и его брат Агостино. Она представляет собой высокую башню с квадратным сечением. Окончательные работы по возведению колокольни закончились в 1313 году. По всей поверхности стен просматриваются горизонтальные полосы из черного и белого мрамора. Наверху расположен центральный восьмиугольный шпиль. Углы колокольни венчают четыре небольших башенки.

Многие называют Сиенский собор мраморной сокровищницей города, а горожане ласково зовут его просто Дуомо. Внутри находятся несколько интересных произведений Микеланджело, Пизано и Донателло. Большой интерес вызывает мраморная мозаика на полу, над ней трудился Никколо Пизано. А к созданию изваяния Иоанна Крестителя приложил руку знаменитый Донателло. Люди с абсолютно разными предпочтениями находят в соборе интересные для себя элементы, будь то прекрасные полотна, мозаичные картины, фрески, архитектурные и скульптурные изыски.

Внешний облик

Четыре стены Сиенского собора имеют строгую ориентацию по сторонам света. Большинство туристов считают самым интересным западный фасад, хотя он не является центральным. Оформление изобилует уникальными барельефами и скульптурными композициями. Среди множества каменных лиц можно узнать еврейских пророков и мифических существ дохристианской эпохи, а также известных итальянских философов. Если же распознать образ трудно, можно прочитать подпись, сделанную старинными мастерами.

Лейтмотивом центрального фасада является жизнеописание Богородицы или, как её чаще величают, Девы Марии. Наклонные поверхности и мелкие детали искусно украшены лепниной с растительным орнаментом. Даже дверь поражает своей красотой. Периодически её заменяли, последняя смена произведена в 1958 г. Бронзовые створки также украшены изображениями Святой.

Внутри Кафедрального собора

Переступив порог главного портала, стоит полюбоваться прекрасной мозаикой на полу. Взору туристов представлено целое панно из мрамора. На нем находится более полусотни разноцветных сюжетов из Библии и мифологии. Некоторые из них настолько ценны, что защищены деревянными щитами.

Оглядываясь по сторонам, можно почувствовать головокружение. Буйство красок и множество черно-белых полос просто поражают воображение. В интерьере, как и на фасаде, много скульптур Джованни Пизано. Вдоль карниза установлены десятки бюстов. Они изображают Пап, а также Рема и Ромула. Большинство бюстов имеют схожие черты, потому что для их создания использовались лишь несколько клише. Различить облики помогают только соответствующие подписи.

У северного трансепта находятся творения еще одного великого мастера – Донателло. Ему принадлежат статуи Иоанна Крестителя и Марии Магдалены. У противоположной от трансепта стены находится помещение часовни Киджи с главным алтарем в окружении статуй ангелов.

Среди такого изобилия прекрасных произведений наиболее ценится готическая кафедра Н. Пизано, которая имеет форму восьмиугольника. Её считают первой работой скульптора в зрелом возрасте. У четырех углов кафедры расположены львы, на спинах которых возвышаются колонны. Между ними находится еще четыре колонны без львов. На мраморных плитах над кафедрой представлены библейские сцены.

В центральной части нефа можно обнаружить дверь к библиотечному хранилищу Пикколомини. Здесь собрано большинство фресок, которые созданы в эпоху Возрождения. Библиотека построена в честь Папы Римского Пия II и в ней хранится большая часть его коллекции книг.

Экскурсии

Собор является действующим религиозным сооружением. В нем периодически проходят службы по католическому обряду, но посещать его могут туристы любого вероисповедания. Следует придерживаться строгого стиля в одежде и не совершать вызывающих поступков.

График работы собора следующий:

  • 10:30-19:00 при переходе на летнее время;
  • 10:30-17:30 по зимнему времени.

Билеты в баптистерий и собор стоят по 3 евро. В музей и на смотровую площадку можно попасть за 6 евро, а в склеп за 8 евро.

Как добраться

В Сиену можно попасть различными путями. В городе работает международный аэропорт, есть несколько железнодорожных станций. Любители автомобильных путешествий могут проехать половину Европы и посетить Сиену.

По городу до собора можно доехать на автобусе маршрутов 050, 645, 590 или 054. Выходить нужно на остановке Postierla Verso.

Читайте также
Нет комментариев