Пантеон

Содержание

Пантеон богов – весьма необычная и древняя достопримечательность Рима. Его построили не в честь конкретного божества, а посвятили одновременно нескольким древнеримским покровителям. Храм построен в античности и является одним из немногих сооружений, которое превратилось из языческого в христианское. Благодаря превосходному состоянию и большой популярности, Пантеон дает возможность и сегодня оценить могущество Римской Империи.

Первый Пантеон

Впервые храм всем римским богам появился на Марсовом поле в 27 г. до н.э. Произошло это в период правления Октавиана Августа. Руководил строительством близкий друг императора, а затем и его зять Марк Випсаний Агриппа. Строительство было приурочено к значимой победе у мыса Акций. Пантеон стал благодарностью Меркурию, Венере, Юпитеру, Марсу, Нептуну, Плутону и Сатурну за покровительство в военных делах.

Классическое прямоугольное основание дополнено коническим святилищем, похожим на этрусские храмы. Предполагается, что это сделано ради особой ауры, которая возникала у посетителей внутри Пантеона. Оформление свода отражает познания людей той эпохи о космосе. Вдоль стен располагались статуи богов и изваяние Юлия Цезаря.

Строительство второго Пантеона

Увы, но в 80 г. н.э. первый Пантеон был уничтожен сильнейшим пожаром. Многие строители пытались восстановить из руин прекрасный храм, но безуспешно. Свой нынешний облик Пантеон обрел во II в. н.э., в период правления императора Адриана. Он слыл меценатом, путешественником и большим ценителем искусства, поэтому посчитал своим долгом преобразить руины в центре Рима.

Новый Пантеон, построенный в 125 г., оказался даже лучше прежнего. Он превосходил предшественника по размерам и искусной внутренней отделке. Здание долгие годы имело огромное влияние на Рим и прилегающие земли. Однако в период расцвета христианства ярые борцы с язычеством желали разрушить это сооружение. Чтобы уберечь его от печальной участи, Папа Римский Бонифаций IV в 608 г. освятил Пантеон и превратил его в Христианский храм. После этого события радикально настроенные граждане несколько успокоились. Изваяния римских скульптур были вынесены из храма, а их место заняли фрески с библейскими сюжетами.

Почти сразу на храме оборудовали колокольню. Когда она обветшала, небольшие колоколенки пристроили неподалеку от основного комплекса. Народ не оценил архитектуру звонниц и прозвал их ослиными ушами. Только в конце XIX в. появились малопривлекательные надстройки, чтобы возвратить Пантеону первоначальный стиль.

В течение нескольких столетий Пантеон перестраивался и дополнялся новыми сооружениями. Но бывали периоды, когда завоеватели стремились разграбить его прекрасное убранство. Так, император Византии позволил себе снять бронзовую черепицу, покрытую позолотой. Позже исчезли фронтон бронзовой квадриги и огромный бронзовый орел. К XIV в. здание стали использовать как неприступную крепость. Гладкие стены шириной 6 м у основания казались очень надежными.

В XV в. обветшавшие двери заменили новыми двустворчатыми из бронзы с позолоченным узором. Столетием позже сильное землетрясение привело к обрушению части колонн, восстановить которые удалось только в XVII веке.
Примечательно, что с эпохи Возрождения храм стали использовать в качестве мавзолея. Здесь можно обнаружить несколько надгробий известных деятелей искусства, политиков и влиятельных личностей. Больше всего туристов собирается у надгробий Рафаэля и его невесты Марии Биббиены, Умберто I, Эммануила II, Бальдассаре Перуцци, Таддео Цуккари.

Архитектура

Многие путешественники, когда приближаются к Пантеону, испытывают некоторое разочарование. Внешний облик храма довольно строг и лишен каких-либо декоративных элементов. Почти глухие стены прячутся за несколькими соседними зданиями. В этом есть скрытый смысл. Человек не может полностью оценить габариты постройки снаружи. Оказавшись внутри, посетителей поражает огромное пространство.

Форма Пантеона в Риме напоминает ротонду с гигантским куполом. Стены здания разделены на 3 яруса. Причем, снаружи часть купола замаскирована кладкой стен. Вплоть до XV столетия во всем мире не было большего свода. Диаметр купола превышает 43 м, что соответствует внутреннему диаметру всего храма. Высота конструкции не менее впечатляющая и равна 42,70 м. Снаружи Пантеон очень сильно напоминает барабан или бочку. Вход располагается в прямоугольной пристройке с 16 колоннами (портике). В основные помещения свет попадает через круглое отверстие в крыше. Оно получило название «Око Пантеона» и достигает 9 м. В солнечную погоду луч света кажется осязаемым.

Отверстие ничем не закрыто, поэтому в ненастье через него могут проникать осадки. Чтобы избежать затопления, пол имеет небольшой уклон к центру и несколько едва заметных отверстий. В подвале оборудована сточная система.

Внутреннее оформление

Стоит только войти в Пантеон, взор непроизвольно устремляется вверх. Удивительный свод с отверстием в центре завораживает. По всей поверхности купола расположено 140 квадратных углублений (кессонов). Кроме декоративного назначения, они способствуют уменьшению нагрузки на основание. Располагаются кессоны по 28 штук в пяти рядах, что, по мнению ученых, отражает представления римлян о солнечной системе. Другие считают, что в основу купола положена теория Коперника о движении планет.

Стены и пол отделаны цветными мраморными плитами и содержат 7 ниш, окруженных колоннами. Это позволяет уменьшить вес строения и увеличить надежность конструкции. В древние времена в каждой нише располагалась скульптура древнеримского бога. Сегодня же стены в нишах украшают фрески на библейскую тематику. Здесь же находятся скульптурные композиции: Коронация Девы, Св. Анна с Богородицей, Св. Эрассио, Св. Агнес, Св. Анастасио, Св. Николай, Мадонна дель-Какко.

Своды и большинство поверхностей покрыты мозаикой. Из-за отсутствия окон такой вид декорации как витражи отсутствует, но это с лихвой компенсируется работами Рафаэля, Клемента Майори, Микеланджело, Пьетро Бонци, Лоренцо Оттони.

Перед центральным входом находится главный алтарь и оборудованы места для прихожан. Здесь по сей день продолжаются службы и проводятся церковные таинства и обряды. В праздничные дни в конце мессы служители поднимаются по перекрытию купола и сбрасывают в отверстие лепестки роз. Более торжественное и прекрасное действо трудно представить.

Информация для туристов

Попасть в Пантеон можно ежедневно. График работы следующий:

  • 8:30-19:30 с понедельника по субботу;
  • 9:00-18:00 в воскресенье.

Вход в помещение свободный, но из-за большого наплыва туристов придется провести в очереди до нескольких часов. Минимальная очередь образуется в первый час после открытия. Ограничений на проведение съемки нет. Так как Пантеон является действующей католической церковью, следует придерживаться строгого стиля в одежде. Более подробную информацию о Пантеоне можно почерпнуть на официальном сайте: www.pantheonroma.com.

В дождливую погоду не помешает прихватить зонт, так как через отверстие в куполе капли дождя свободно проникают внутрь. Часть зала огораживают, чтобы посетители не поскользнулись на мраморном полу.
Римский Пантеон находится в центре старого города, недалеко от Колизея, по адресу: Piazza della Rotonda. Удобнее всего добираться на метро. По ветке A (красная линия) нужно доехать до станции Barberini.

Читайте также
Нет комментариев