Замок Морицбург, «охотничий домик» саксонских князей

Саксония

В 14 километрах от Дрездена на острове посреди озера находится замок Морицбург – замечательный памятник германского барокко XVIII века. Это также яркое напоминание о «золотом веке» Саксонии, столицей которой на протяжении многих веков был Дрезден.

История Морицбурга

Лес Фридевальд (Мирный лес) с XIII века являлся любимым местом охоты саксонских князей. Это было достаточно топкое болотистое место, поэтому в начале XVI века лес был осушен, в результате чего в лесу появилось больше 40 прудов.

В том же XVI столетии лес переходит в собственность младшей линии герцогского рода Веттинов, правившего Саксонией. В 1542 году герцог Мориц Саксонский отдаёт приказ о постройке охотничьего домика на окраине Фридевальда. Строительство было завершено в 1546 году, и новое поместье получает имя своего владельца – Морицбург. А когда Мориц после нескольких лет междоусобных войн стал в 1547 году курфюрстом Саксонии, Морицбург становится одной из загородных резиденций главы государства.

Конечно, название «охотничий домик» было условным. Морицбург представлял из себя настоящий небольшой замок, отлично приспособленный для нужд придворной охоты. Август, брат Морица, унаследовавший трон и поместье после смерти последнего в 1553 году, основательно перестроил замок, добавил многочисленные гостевые помещения и расширил конюшни.

В ходе Тридцатилетней войны 1618-1648 годов на территории Саксонии велись активные боевые действия, и Морицбург сильно пострадал. Страна была разорена, но это не остановило нового курфюрста Иоганна-Георга II, который приказал восстановить и расширить замок. Работы велись под руководством архитекторов Каспара фон Кленгеля и Йохана Экарда. Курфюрст хотел, чтобы саксонский двор не уступал по роскоши двору Людовика XIV, носившего прозвище Король-Солнце, поэтому средств на реконструкцию не жалели. Морицбург становится настоящим дворцом. Жилые помещения значительно расширили, залы обзаводятся богатым декором, но главным добавлением становится часовня в стиле раннего барокко. Её возвели около 1661-1672 гг.

Вам также будет интересно:
Место отдыха "Ауэнвальд и Ауэнзее"

В 1723 году курфюрст Август II Сильный, занимавший также королевский трон Польши, велел своему придворному зодчему Матеусу Даниэлю Пёпельману провести переустройство замка и окрестностей и сделать из него «замок на воде». Работы закончились в 1733 году. Внешняя отделка замка становится чисто барочной, интерьеры его также отделали заново. Сам дворец окружили парком, а несколько прудов, находившихся вокруг Морицбурга, объединили в одно большое озеро. Дворец оказался на острове, соединяла его с «большой землёй» всего одна дорога.

Именно в эти годы замок становится таким, каким он предстаёт перед туристами в наши дни. Но окрестности замка продолжали обустраивать и далее. Так, одновременно с перестройкой замка вокруг него возвели ряд павильонов. В 1770-1776 годах по велению курфюрста Фридриха Августа III был возведён замечательный павильон, получивший название Маленького фазаньего замка, сооружёна скульптурная композиция Колодец Венеры. На одном из озёр был сымитирован морской пейзаж с причалом и маяком высотой 21,8 метра. На этом озере разыгрывались развлекательные морские битвы, за которыми можно было наблюдать из Фазаньего замка. Поводом для создания миниатюрного моря стала победа российского флота над турецким при Чесме.

Морицбург оставался собственностью саксонских князей вплоть до 1945 года, когда советские власти реквизировали замок, передав впоследствии властям ГДР.

Морицбург в наши дни

Сегодня дворец Морицбург является одним из интереснейших памятников архитектуры Саксонии. Замок выстроен на небольшом возвышении, поэтому создаётся ощущение, словно он парит над водой. К величественному строению добавляется его отражение в озёрной глади, что делает зрелище воистину волшебным.

Парадный вход охраняют две скульптурные группы, изображающие охотников с собаками. Первоначальные скульптуры были уничтожены во время Тридцатилетней войны, те же, которые можно видеть сейчас, установлены в ходе реконструкции Иоганна-Георга II, требовавшего максимально сохранить прежний художественный стиль Морицбурга. От входа на террасу дворца ведут два широких пандуса, балюстрады которых украшает множество скульптур и ваз. Не уступает в богатстве декора и сама парадная терраса.

В замок ведут два входа, над каждым из которых вывешены исполинские оленьи рога. Вообще рога можно увидеть едва ли не во всех помещениях замка. Коллекция рогов Морицбурга является самой большой в Европе. Это неудивительно – её собирали около 250 лет, к тому же каждая дворцовая охота приносила множество трофеев. Одна из представленных в замке картин показывает, как она проходила – вельможные охотники стреляют по загнанным в озеро оленям прямо от стен замка.

Самым примечательны экспонатом собрания считаются лосиные рога, подаренные Августу Сильному Петром Первым. По легенде, им около 5 тысяч лет. Ещё один уникальный экземпляр – самые большие оленьи рога в мире, выставленные в Зале монстров. Их размах составляет около 2 метров, вес 19, 8 кг. Добыт этот олень в 1696 году курфюрстом Фридрихом III, и событие это запечатлено на множестве полотен того времени.

Интерьеры замка убедительно демонстрируют роскошь, окружавшую саксонских курфюрстов. В глаза бросаются прекрасные тиснёные кожаные обои на стенах, украшенные позолотой и расписанные сценами охоты и рыбалки. Не менее изыскана и дворцовая мебель — германские мастера Николас Моор и Генрих Грааль создали по заказу Августа целый ряд уникальных гарнитуров из дорогих пород дерева.

Настоящим украшением дворца является так называемая Пернатая комната. В 1723 году Август заказал для своего Японского дворца в Дрездене кровать с балдахином и пологом из птичьих перьев. Перья не нашиты на ткань – полог буквально состоит только из них. Позднее Август приказал украсить этим пологом стены одной из комнат Морицбурга.

Интерьеры комнат замка (их около двухсот) украшает множество картин немецких, французских и итальянских живописцев XVIII века. Практически все они посвящены охоте, здесь же размещены портреты герцогов рода Веттинов, а также известных куртизанок того времени. Лишь в одной комнате находится цикл полотен, иллюстрирующих поэму Овидия «Метаморфозы», а в часовне помещена картина «Вознесение Марии».
В Фарфоровом квартале Морицбурга хранится богатое собрание китайского, японского и мейсенского фарфора. Росписи на фарфоре посвящены, в основном, теме охоты, представлены также мифологические сюжеты. Наследием старого охотничьего домика Морица Саксонского являются фарфоровые фигурки зверей. Здесь же представлены две китайские вазы почти в рост человека XVII и XVIII веков. Это известные «драгунские» вазы – за них Август Сильный передал Фридриху Вильгельму Прусскому драгунский полк.

Герцоги Веттины были большими ценителями лошадей, поэтому в замке имеются впечатляющих размеров конюшни. Городок Морицбург (получил своё название в 1934 году), рядом с которым находится замок, и сейчас является центром коневодства. Здесь работают знаменитые тренеры по выездке, проводятся конные парады и соревнования.

Завершить осмотр замка Морицбург уместно прогулкой по парку. Парк создан в строгой французской манере и постепенно переходит в ландшафтный английский. По парку разбросаны нарядные павильоны, а все тропинки выводят к озеру.

 

Оцените статью
Добавить комментарий