Реймсский собор. Главный собор Французского королевства

Содержание

На протяжении двадцати веков христианской истории во Франции было возведено бесчисленное множество храмов, среди которых настоящие шедевры средневековой архитектуры. Самый известный среди них — знаменитый Нотр Дам де Пари. Но, если взглянуть с точки зрения исторической значимости, то первенство следует отдать Реймсскому собору. Здесь короновали королей Франции, здесь хранился сосуд со священным елеем (миром), которым помазали на царство каждого нового владыку. Первым монархом, помазанным в Реймсе, стал Людовик I Благочестивый, император Запада (816 год). Начиная с 1027 года (коронация Генриха I), здесь короновались почти все короли Франции (кроме Генриха IV).

Заметим, что в многовековой истории собора присутствует и древнерусская страничка. Женой Генриха Первого была Анна, дочь Ярослава Мудрого, причём бракосочетание проходило именно в Реймсском соборе.

Реймсский собор

История собора

Христианство пришло в Реймс в I веке н. э. Первый собор в городе был возведён около 380 года, а постройка самого раннего храма на месте нынешнего Реймсского собора относится к следующему столетию.

Важнейшее событие в истории собора связано с деятельностью святого Ремигия (Сен-Реми), реймсского епископа на рубеже V-VI вв. Именно он окрестил франкского короля Хлодвига с приближёнными и 3000 его дружинников. Произошло это, согласно церковной традиции, в Рождество 496 года в Реймсском соборе.

Легенда гласит, что при крещении Хлодвиг был помазан миром из Священной склянки (ампулы), принесённой святому Ремигию ангелом, явившимся в виде голубя. Священное миро с тех пор добавлялось в елей при коронации всех французских королей, причём сосуд оказался неиссякаемым.

В 1210 году сильнейший пожар уничтожил собор вместе с большей частью города, но уже в следующем году было заложено здание нового храма, которое существует и сейчас. Как и его предшественник, собор был посвящён Богоматери. Строительство собора продолжалось с перерывами до 1285 года, работами руководили четыре архитектора. В 1291 году имена зодчих были выложены цветным камнем на полу нефа, однако в XVIII веке надписи были разобраны. Здание было выстроено в готическом стиле, и вскоре вся Европа заговорила о новом храме и красоте его витражей.

За столетия своего существования собор подвергался многочисленным, но незначительным перестройкам и вплоть до ХХ века простоял практически в первозданном виде, за исключением витражей, пострадавших во время Великой французской революции. В ходе Первой мировой войны Реймс оказался в эпицентре военных действий. Во время сентябрьского наступления 1914 года германские войска подвергали город интенсивным артиллерийским обстрелам, причинившим собору колоссальный ущерб. Было разбито множество украшавших здание статуй, а прославленные витражи были практически уничтожены.

Вскоре после окончания войны началось восстановление собора. Осколки статуй и пострадавшие скульптуры были собраны в бывшем епископском дворце, где были оборудованы реставрационные мастерские. Работы по реставрации скульптур продолжаются до сих пор. Многие витражи пришлось восстанавливать буквально с нуля по сохранившимся рисункам.

Наконец, в 1938 году собор был вновь открыт для посещения. Не все элементы нынешнего декора здания относятся к средневековью. Большинство статуй, предстающих сегодня перед гостями Реймса, является копиями, поскольку восстановить разбитые оригиналы не представилось возможным. Часть витражей также является работой современных мастеров, среди которых знаменитый российский художник Марк Шагал.

Архитектурный облик Реймсского собора

Реймсский собор считается одним из красивейших зданий готического стиля, великолепным образцом высокой (зрелой) готики. Длина его составляет 138 м., ширина – 30 м., высота свода над центральным нефом – 38 метров. Автор проекта, архитектор Жан д’Орбе, изначально предполагал увенчать величественное здание семью башнями со шпилями высотой 120 метров, однако в итоге построили лишь две 80-метровых башни, украшающие западный, главный фасад. Южная башня служит колокольней. Здесь размещены два колокола, один из которых, «Шарлотта», весит более 10 тонн.

Несмотря на свои размеры (это самое большое готическое здание Франции), собор не кажется массивным благодаря обилию остроконечных ажурных арок, изящных фронтонов, пирамидальных шпилей. Здание строилось под руководством четырёх зодчих, тем не менее, оно производит впечатление исключительной архитектурной целостности. По сообщению летописца, замысел Жана д’Орбе неукоснительно выполнялся его преемниками.

Непередаваемое впечатление производит западный фасад. Вертикально ориентированные элементы фасада создают ощущение небывалой лёгкости — собор будто взмывает в небо. Круглые витражные окна в форме роз, расположенные над порталами, придают зданию нарядный вид. Боковые фасады примечательны высокими и широкими стрельчатыми окнами, которые почти смыкаются друг с другом. Над алтарным помещением, апсидой, возведена высокая башня со шпилем. В целом же собор — классическая трёхнефная базилика, тип здания, унаследованный от римской архитектуры.

Неотъемлемым элементом готических зданий являются скульптуры и рельефы. На главном фасаде Реймсского собора размещено около 2300 фигур и рельефных изображений. Над центральным порталом представлено коронование Богоматери. Мария восседает на троне, установленном на возвышении, Иисус возлагает корону на её голову, вокруг них шесть ангелов. Выше располагается Галерея королей. Здесь установлено 56 фигур французских монархов, рост каждой из которых составляет 4,5 м. В центре композиции восседает Хлодвиг, рядом с ним его супруга Клотильда и святой Ремигий.

Над правым порталом представлена сцена Страшного суда. Христос изображён на троне, рядом с ним четыре ангела, ниже размещены фигуры мучеников, а также персонажей из истории города. Здесь король, папа, епископ, рыцари, горожане, легисты. Статуи мучеников – это старейшие скульптуры собора, их создание относят примерно к 1220 году. Композиция левого портала показывает распятие Христа. Здесь находятся изображения самого Иисуса и его учеников, Девы Марии, ангелов, святых и епископов.

Своего рода визитной карточкой собора и всего Реймса является знаменитая статуя «Улыбающийся ангел», созданная в первой половине XIII века. Она является частью скульптурной композиции левого (северного) портала. Очень выразительна фигура Атланта, некогда вдохновившая Виктора Гюго на создание образа Квазимодо. Не забыты и водосточные трубы, украшенные изображениями химер, горгулий и прочих мифических чудищ.

Одна из загадок собора – скульптуры, изображающие встречу Богоматери и её двоюродной сестры Елизаветы. Эти статуи, размещённые на западном портале, мастерски выполнены в классической древнегреческой манере и разительно отличаются от остальных скульптур храма. Специалисты усматривают руку того же ваятеля в некоторых других статуях и рельефах, однако кем был мастер, в таком совершенстве владевший давно забытым эллинским искусством, остаётся неизвестным.

Для более полного ознакомления со скульптурами Реймсского собора необходимо посетить также дворец Тау, расположенный рядом с собором. Здесь хранятся оригиналы многих статуй, находившиеся некогда в соборе, а также коллекция предметов, использовавшихся при коронации.

Витражи Реймсского собора

Подлинным украшением здания собора являются многочисленные витражи. Самые ранние относятся к времени постройки храма, последний создан в 1981 году.

На витраже большого окна-розы над главным порталом западного фасада изображено успение Богородицы. В центре изображения сама Дева Мария, вокруг неё на 12-ти лепестках представлены ангелы, апостолы, святые.

На витраже большой розы северного фасада рассказано о сотворении мира. В центре композиции – Иисус, его окружают ангелы, Адам и Ева, Каин и Авель, различные звери. Чуть выше – изображение Богоматери с младенцем. Это самые ранние из сохранившихся витражей.

На витражах верхних окон нефа (XIV век) изображены короли на тронах, епископы и архиепископы Реймса. Всего здесь 36 изображений, из них лишь 16 сохранились достаточно хорошо.

Авторство витража малого окна-розы западного фасада (1937 г.) принадлежит Жаку Симону. Создание первоначальных изображений восходит к XIII веку, однако во время Великой французской революции они были уничтожены. Вместо витражей были вставлены цветные стёкла, разбитые в начале Первой мировой войны. Жак Симон восстановил витраж по сохранившимся рисункам. Нынешняя композиция, «Литания Девы Марии», представляет собой изображение Иисуса и Марии в окружении медальонов, представляющих сцены из жизни Богоматери.

К XIII веку относится первоначальный витраж большой розы южного трансепта. В 1580 году витражи разобрали и заменили новыми, которые в свою очередь были уничтожены артобстрелом в 1917 году. Сейчас перед зрителями предстаёт композиция, воссозданная тем же Жаком Симоном в 1937 году по образцу розы северного трансепта. На витраже представлено воскресение Христа. Иисус изображён в окружении ангелов и апостолов.

Ещё один витраж создан Симоном в 1954 году по заказу Корпорации шампанских вин. На композиции в средневековом стиле представлены Иоанн Креститель, покровитель виноделия святой Викентий и изобретатель щампанского Дом Пьер Периньон.

Автором трёх витражей центральной капеллы является Марк Шагал. На центральном витраже изображён распятый Иисус, на левом – жертвоприношение Исаака, на правом – крещение Хлодвига.

Последними по времени создания являются несколько витражей трансепта. Их автор – Бригитта Симон-Марк, дочь Жака Симона. Её работы относятся к абстрактному искусству и выполнены в технике монохромной живописи (гризайль). Время создания витражей – 1961-1981 годы.

В настоящее время Реймсский собор – один из самых известных храмов католического мира. Это подлинный шедевр готической архитектуры, украшение Северной Франции, родины готического стиля. Ежегодно его посещает до миллиона туристов. В 1991 году Реймсский собор внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Нет комментариев