Замок Шамбор. Каприз влюблённого короля

Содержание

Долина Луары – один из самых богатых историческими памятниками регион Франции. Нигде в Европе не встретишь такой концентрации замков, как здесь – в бассейне Луары их больше ста. Свыше 20-ти замков внесено в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Среди них – расположенный неподалёку от Блуа Шамбор, один из самых знаменитых замков Франции, признанный шедевр ренессансной архитектуры.

Замок Шамбор

Любовь и замки

Франциск Первый, взошедший на трон в 1515 году, слыл покровителем искусств и лелеял мечту о постройке замка, достойного величия Франции. Покорив Северную Италию, король сам был покорён архитектурой этой страны, её пышными дворцами и могучими замками, и ему захотелось построить что-то подобное у себя. Он встречался с выдающимися архитекторами, художниками и скульпторами, некоторых из них король уговорил переехать во Францию, в том числе знаменитого Бенвенуто Челлини. В 1516 году приглашение Франциска принял сам Леонардо да Винчи, получивший официальное звание первого художника, инженера и архитектора короля.

Таким образом, «кадровая проблема» была решена. Недостатка в средствах властелин богатейшей страны Европы в то время тоже не испытывал. Оставалось лишь выбрать подходящее место для постройки. И тут в ход событий вмешалась любовь.

Находясь во Франции, король не сидел в Париже, а непрерывно разъезжал по стране со всем своим двором. Во время одной из поездок по долине Луары Франциск остановился в поместье графа де Тури неподалёку от Блуа, где познакомился с женой хозяина Клод, приходившейся внучкой его воспитателю, маршалу Франции Пьеру де Рогану. Ветреный король воспылал к ней горячей страстью и вызвал ответное чувство, что предопределило выбор места для замка – Франциск хотел быть ближе к своей возлюбленной.

Лес Шамбор с Х века был собственностью графов Блуа и их любимым охотничьим угодьем, поскольку отличался живописностью и изобилием дичи. С воцарением предшественника Франциска на французском троне Людовика XII лес стал частью королевского домена. С древних времён здесь стояла небольшая крепость, на месте которой король и решил отстроить новую резиденцию, призванную поразить возлюбленную и весь остальной мир своим великолепием.

Имя архитектора, руководившего строительными работами, остаётся неизвестным, тем не менее нет сомнений, что свою лепту в проект внесли зодчий Доменико да Кортона по прозвищу Боккадор, и Леонардо да Винчи. Правда, великий флорентинец рисовал свои эскизы для другого замка, к тому же умер за полгода до начала работ, а вот Боккадор непосредственно принимал участие в проектировании.

В конце 1519 года строители приступили к подготовительным работам. Местность идеально подходила для дворца. Короля не устраивала лишь незначительность речушки Коссон, на берегу которой велось строительство. Одно время он даже вынашивал мысль повернуть воды Луары, чтобы она протекала у стен замка, однако денег для реализации амбициозной идеи оказалось недостаточно.

Возведение Шамбора было одним из самых грандиозных строительных мероприятий эпохи Ренессанса. При строительстве замка использовали более 220 тысяч тонн камня, в работах участвовали до 1800 человек. Работа велась в тяжёлых условиях болотистой местности, и многие рабочие умерли от болотной лихорадки.

Жилой корпус замка был закончен в 1537 году, а в 1540 году завершились работы по возведению двух этажей северо-западного крыла, где располагалась часовня, спроектированная Жаком де Гумблем, соавтором идеи об изменении русла Луары. Здесь же находились хозяйственные службы. Королевские апартаменты размещались в северо-восточном крыле и обрели завершённый вид в 1547 году, когда заказчика уже не было в живых.

Исторические судьбы Шамбора

Таким образом, строительство замка продолжалось на протяжении всего царствования Франциска. После первоначального всплеска энтузиазма монарх охладел к своему детищу и даже не каждый год приезжал сюда на охоту. Тем не менее, замок оказался настолько великолепным, что Франциск, желая поразить могуществом Франции своего главного оппонента в большой политике, испанского императора Карла V, пригласил его на встречу именно в Шамбор.

После смерти Франциска замок на столетие оказался практически заброшен. Новая жизнь Шамбора началась при Людовике XIV. В 1670 году здесь впервые была представлена на суд публики пьеса «Мещанин во дворянстве», поставленная самим Мольером, а в 1684-м королевские апартаменты были радикально перестроены по образцу версальских покоев Короля-Солнце.

В дальнейшем Шамбор неоднократно менял своих владельцев и обитателей. Здесь жил изгнанный король Польши Станислав Лещинский, квартировал полк графа Морица Саксонского, проводил свои опыты знаменитый алхимик и маг граф Сен-Жермен, проживало семейство ближайшего сподвижника Наполеона маршала Бертье.

Последним королём, владевшим замком Шамбор, был внук Карла X Анри, герцог Бордосский, носивший также титул графа Шамбор. Правда, королём с тронным именем Генриха V Анри был лишь номинально, Францией никогда не правил и провёл почти всю жизнь в изгнании.

В 1870 году во время войны с Пруссией в Шамборе размещался военно-полевой госпиталь. В 1930 году государство выкупило замок у одного из представителей семейства Бурбон, а с 1947 года в замке начинаются работы по созданию инфраструктуры с целью сделать его максимально привлекательным для туристов. В 1981 году историческое и культурное значение Шамбора было признано на международном уровне – замок был внесён в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Дитя Возрождения

После окончания работ замок являл собой поистине сказочное зрелище. В архитектуре новой королевской резиденции органично соединились черты итальянского и французского Ренессанса. Шамбор имеет явное сходство с макетом замка, сделанного Боккадором для Карла VIII. Замок построен вокруг квадратного в плане здания, прозванного донжоном и повторяющего внешне французские средневековые крепости. Также в соответствии с местной традицией в углы донжона встроены башни. Длина замка по фасаду составляет 156 метров, ширина 117 м. Всего в здании насчитывается 426 комнат и 77 лестниц.

Донжон насчитывает 5 этажей, а выстроенный вокруг него жилой корпус — три. Этажи разделены крестообразными залами на четыре одинаковых сектора с жилыми комнатами. План в виде креста не использовался с античных времён и был возрождён лишь в 1507 году Браманте, строителем собора святого Петра в Риме. Таким образом, итальянское влияние налмцо. Разделение этажей на самостоятельные, но одинаковые жилые апартаменты было характерно для флорентийских поместий, что также выдаёт руку итальянского мастера.

Во время приездов короля в жилом корпусе квартировал двор. Говорили, что многочисленные лестницы замка, представляющие собой настоящий лабиринт, специально спроектированы столь запутанными, чтобы королевские фаворитки не могли встретиться. Некоторые лестницы снабжены пандусами, позволявшими всадникам въезжать прямо в апартаменты, не спешиваясь.

Конструкция каркаса здания, несомненно, принадлежит Леонардо да Винчи. Он же спроектировал великолепную сдвоенную винтовую лестницу в центре донжона. Оба ряда ступеней закручиваются в одну сторону, нигде при этом не пересекаясь. Лестница прорезает все этажи и выходит на широкую террасу, очень характерную для стиля да Винчи. Отсюда открывается замечательный вид на кровлю, украшенную декоративными башенками-пинаклями, колоннами, фонариками, скульптурами саламандр (саламандра была частью монограммы короля). К небу тянутся многочисленные каминные трубы.

Венчает лестницу фонарь высотой 32 метра, это самая высокая точка замка. Первоначально он был сквозным, позже в окна вставили витражи. Купол фонаря поддерживается арками, он увенчан королевской лилией.

Скульптурное оформление интерьеров Шамбора также носит отчётливые признаки итальянского влияния, кроме резных капителей, выполненных в типично французской манере. Всего в замке около 800 капителей.

Королевские апартаменты, помимо жилых комнат, включали два зала. Большой зал на первом этаже предназначался для официальных приёмов. Второй зал, расположенный этажом выше, оформлен в стиле итальянского Возрождения и служил рабочим кабинетом. Потолок кабинета украшен королевскими эмблемами – буквой F и саламандрой.

Капелла, занимающая большую часть северо-западного крыла, является самым просторным помещением замка. Дорические колонны и фронтоны поддерживают высокий свод, навевая воспоминания об античности. Часовня и апартаменты короля расположены симметрично относительно донжона, таким образом, центральный жилой корпус, предназначенный для придворных, располагается строго между ними – между властью земной и небесной. Таков был замысел самого Франциска, склонного к символизму.

По пышности и великолепию Шамбор не имел себе равных в Европе вплоть до постройки Версаля. Внешний вид замка и в наши дни поражает воображение. О прежней роскоши интерьеров сейчас можно судить лишь по архитектурным элементам – богато украшенным лестницам, каминам, окнам, резным капителям. Старинная мебель, которую сейчас можно увидеть в Шамборе, относится к более поздним эпохам. Мебель времён самого Франциска не сохранилась, поскольку гарнитуры переезжали вместе с королевским двором.

Вокруг замка простирались изобиловавшие дичью охотничьи угодья общей площадью 5500 гектаров, окруженные стеной, длина которой составляет 32 км. Сейчас бывший дикий лес Шамбор является лесопарком со статусом заповедника. Это крупнейший огороженный лесопарк в Европе. Доступ посетителей разрешён на территорию в 1000 га. Здесь водятся олени, кабаны и многие другие животные, свыше 100 видов птиц.

В настоящее время Шамбор – второй по посещаемости среди замков и дворцов Франции, уступающий лишь Версалю. Гостей привлекает замечательная архитектура замка, его уникальные интерьеры, великолепные виды, открывающиеся с террас. В апартаментах выставлены прекрасные образцы антикварной мебели, а в картинной галерее можно увидеть редкие портреты французских монархов. Большой интерес туристов вызывают также фееричные светомузыкальные представления, регулярно проходящие у стен Шамбора с 1952 года.

Нет комментариев