Колосс Родосский

Остров Родос

Колосс Родосский – огромная статуя, ставшая одним из семи Чудес света. Благодарные жители острова Родос решили построить её в честь бога солнца Гелиоса, который помог им выстоять в неравной борьбе с захватчиками. Осада прекрасного острова длилась почти год и вероятность победы была ничтожна мала, но покровитель помог победить островитянам. За это Гелиос был увековечен в обличии огромной статуи. Для жителей Родоса статуя олицетворяла независимость и свободу, точно так же, как Статуя Свободы в Нью-Йорке для американцев.

История строительства

Остров Родос имел выгодное географическое положение, его жители свободно торговали со многими странами, что обеспечило богатство города в целом и каждого горожанина в отдельности. С момента основания и до III в. до н.э. Родосом поочередно правили знаменитый царь Мавсол, персидские правители и Александр Македонский. Никто из них не угнетал город и не мешал ему развиваться. Однако, после смерти Александра Македонского, его наследники в кровавой борьбе начали делить унаследованные земли.

Остров Родос отошел Птолемею, но другой наследник (Антигон) посчитал это несправедливым и отправил своего сына уничтожить город. Это помогло бы сравняться в могуществе с Птолемеем. Деметрий, сын Антигона, собрал огромную армию, которая численно превосходила островитян. Только неприступные стены помешали солдатам сразу попасть в столицу и уничтожить её. Враги использовали осадные башни – огромные деревянные катапульты, которые устанавливали на кораблях. Жителям Родоса удалось задержать врагов до прибытия армии Птолемея и защитить свою Родину.

Продав осадные машины и сохранившиеся корабли захватчиков, жители Родоса решили возвести огромную статую бога Гелиоса, своего покровителя. До этих пор колоссами называли любые статуи, но после Колосса Родосского так стали величать только самые большие из них.

Вам также будет интересно:
Монастырь Калопетра

Строительство Колосса начали в 302 г. до н.э. и закончили только через 12 лет (по другим источникам через 20 лет). Установили статую на искусственной насыпи, преграждавшей вход в гавань. За этим холмом долгое время отдельные части скульптуры были скрыты от любопытных глаз. Насыпь со статуей превратились в своеобразные ворота в город. Некоторые поэты описывали Колосс стоящим на двух холмах. Корабли же должны были проплывать между ног Гелиоса. Однако, такая версия считается сомнительной. Устойчивость подобной скульптуры была бы слишком малой, а большие корабли не смогли бы причалить в порту.

До наших дней статуя не сохранилась, но многочисленные описания современников свидетельствуют, что Колосс стоял на одном из берегов, а вовсе не в виде арки, как её изображают художники. В руке великана находилась чаша с пылающим огнем. В основании располагались три столба, служившие опорой. Два из них строители инкрустировали бронзовыми деталями, чтобы замаскировать в ногах Гелиоса. Третий столб находился в том месте, куда опускался плащ или часть простыни величественного Колосса.

Жители хотели, чтобы статуя указывала рукой вдаль, но скульптор понимал, что это снизит устойчивость конструкции, поэтому статуя словно прикрывает ладонью глаза от солнца. Торс и основные элементы были изготовлены из листов железа и бронзы. Их закрепили на опорных столбах. Пространство внутри заполняли крупными камнями и глиной, чтобы повысить устойчивость. Свободное пространство присыпалось землей, чтобы рабочие могли свободно перемещаться по поверхности и закреплять следующие части. Всего на изготовление Колосса потребовалось 8 т железа и 13 т бронзы. Получившаяся статуя достигала в высоту 34 м.

Общее описание

Статуя Колосса Родосского была настолько огромной, что её видели из проплывающих вдали кораблей. По описаниям современников, она представляла собой высокого юношу с лучистым венцом на голове. Одна рука юноши прикрывала глаза, а другая подхватывала спадающее одеяние.

Другой поэт – Филон – описывал Колосса иначе. Он утверждал, что статуя находилась на мраморном постаменте и поражала размером ступней. Каждая из них сама была размером с небольшую статую. На вытянутой руке находился действующий факел. Его зажигали по ночам, чтобы освещать дорогу морякам.

Кончина великого Колосса

Более полувека Колосс Родосский ослеплял лучами солнца, отраженными от полированных пластин. Благодарные островитяне регулярно натирали поверхность статуи до блеска. Его силуэт был первым, что видели моряки, приближаясь к Родосу. Однако, сильнейшее землетрясение одолело изваяние великого бога Солнца. Страшные катаклизмы обрушились на город и повлекли множество человеческих жертв и разрушений. Под тяжестью сложных деталей фигура переломилась в коленях и обрушилась на землю. Обломки Колосса так и остались лежать на месте в течение семисот лет.

Скульпторы просчитались. Столбы оказались слишком короткими, а основная часть скульптуры держалась на обычной глине под металлическими листами. После обрушения статуи появился термин «Колосс на глиняных ногах». Им обозначали все строения, прочные на вид, но хрупкие фактически.

Египетский царь предлагал островитянам помощь в восстановлении Колосса, но те отказались. Оракул города заявил, что Гелиос сам низверг статую и накажет тех, кто воспротивится его воле. Гелиос остался недоволен своим воплощением и наслал на островитян землетрясение. Побеспокоив осколки, они вызовут повторный гнев.

В VII в. уже нашей эры остров оказался под властью арабов. Они решили обогатиться за счет остатков статуи. Крупные детали были разделены, а металлические листы проданы сирийским богачам. Чтобы доставить ценные детали скульптуры, пришлось навьючить почти 900 верблюдов. Ценная бронза оказалась в плавильных печах и наступил финал истории Колосса Родосского.

Ученые по сей день пытаются обнаружить, где же находится Колосс Родосский или где точно он был установлен. В конце XX века у побережья острова Родос были обнаружены огромные валуны, которые напоминали по форме обломки статуи. Однако теория о том, что это элементы древнего изваяния, не подтвердилась. А вот исследовательница Урсула Веддер предположила, что Колосс стоял вовсе не возле берега, а на холме Монте-Смит. Здесь сохранились развалины храма Гелиоса, а у его фундамента есть подходящая платформа, на которой мог возвышаться Колосс.

Возрождение Колосса Родосского

Греки не теряют надежды подарить шестому Чуду света вторую жизнь. Для этого несколько лет назад был объявлен всемирный конкурс на лучшую скульптуру. В нем принимали участие скульпторы и художники с различных уголков планеты, включая Россию. Современный Колосс решено изготавливать с использованием светящихся элементов и яркой иллюминации.

Подробности проекта пока не разглашаются. Известно лишь, что автором нового образа Бога солнца стал Герт Хоф – художник из Германии. Размеры обновленного Колосса будут находиться в пределах 60-100 м, а оценочная стоимость работ и материалов равна 200 миллионам евро.

 

Оцените статью
Добавить комментарий